Источник: LADA Sport ROSNEFT в Яндекс.Дзен
Мы продолжаем рассказывать вам об истории гоночных автомобилей LADA. Сегодня речь пойдет о кольцевых машинах, которые строились на базе легендарного ВАЗ-2101.
Технические особенности
Подобно раллийным «единичкам», участвовавшем в Tour d’Europe-1971, ВАЗ-2101 для кольцевых гонок в начале 1970-х несильно отличались от серийной продукции Волжского автозавода. Однако довольно быстро гонщики начали дорабатывать автомобили в части двигателя, тормозной системы, рулевого управления и подвески. С развитием технологий «единички» становились заметно быстрее: так дисковые блокировки дифференциалов, появившиеся в середине 1970-х, на трассе «Чайка» позволяли сократить время прохождения круга на 3-3,5 секунды. Помимо предписанного регламентом стального болтового каркаса безопасности кузова, спортивные «Жигули» стало возможно распознать по более низкой посадке, увеличенной колее и широким стальным дисками колёс, а позднее некоторые гонщики применяли и самостоятельно изготовленные диски из лёгкого магниевого сплава.
Постепенно, с приобретением гоночного опыта, наравне с шасси гонщики начали дорабатывать и кузов. В поздние 1970-е он фактически перекраивался, подвергаясь тотальному облегчению: удалялось большинство элементов интерьера, соскабливалась шумоизоляционная мастика, а электропроводка упрощалась до необходимого в гонке минимума. Вазовские гонщики имели возможность строить машины с нуля, и поэтому кузов изначально не покрывался «антикоррозийкой» и шумоизоляцией, при его сварке пренебрегали некоторыми внутренними усилителями, отдельные детали штамповались из стального листа меньшей толщины (0,5 вместо 0,8 мм), а в ряде случаев использовались и алюминиевые кузовные детали – капот, крышка и днище багажника. Невидимые глазу элементы кузова дополнительно облегчались путём сверления многочисленных отверстий. В результате лучшие кольцевые «единички» имели сухую массу в районе 720 кг, а снаряжённая масса у различных машин составляла порядка 800кг.
«Первый» двигатель имел широкие возможности по форсировке. В гоночном моторе конца 1970-х можно было обнаружить кардинально переработанную головку блока, распредвал с широкими фазами, более жёсткие клапанные пружины и, соответственно, усиленные толкатели клапанов, сдвоенные горизонтальные карбюраторы Weber и прямоточный выпуск с выводом выхлопной трубы под переднюю дверь. «Жигули» «первой» и «одиннадцатой» моделей были представлены в различных гоночных классах – например, в классе 7 (автомобили с объёмом двигателя до 1300 см³) и в классе 8 (с объёмом до 1600 см³), а кроме того, существовал класс А-5, допускающий глубокое вмешательство в конструкцию узлов и агрегатов.
Мощность двигателей быстро шагнула за сотню лошадиных сил: с объёма 1300 см³ в разные годы снималось от 115 до 130 л.с, что позволяло автомобилю развивать максимальную скорость в районе 180-190 км/ч. Ещё более быстрым автомобилем «единичку» делали моторы ВАЗ-2103 и -2106 с объёмами, соответственно, 1500 и 1600 см³, в гоночной конфигурации позволявшие добиться отдачи в 145-160 л.с. Эволюция двигателей повлекла за собой и развитие аэродинамики – поздние гоночные «Жигули» имели аэродинамические обвесы, включавшие развитые спойлеры в передней части кузова и расширители колёсных арок.
Вместе с тем «Жигули» во многом сохраняли природу «народного автомобиля». На протяжении всех лет участия ВАЗ-2101 и -21011 в соревнованиях многие гонщики добирались до трассы непосредственно на «боевом» автомобиле, даже если предстоял путь в сотни километров. Приехав, они меняли подвеску и головку блока цилиндров на гоночные – и выходили на старт.
История
В 1971 году, после того, как ВАЗ-2101 «засветился» на зимнем командном чемпионате СССР по ралли, многие гонщики из Москвы, Ленинграда, городов Украины и Прибалтики увидели в этом автомобиле перспективу и приобрели его для участия в соревнованиях. В том же году в чемпионате СССР по кольцевым гонкам появился отдельный класс, к участию в котором допускались только гонщики на «Жигулях» (позднее подобное получит название «монокласс»). Чемпионат проводился в один этап, который состоялся 11 июля в Ленинграде на трассе «Невское кольцо». В классе «Жигулей» стартовало 11 гонщиков на «единичках», финишировало же всего шесть. Две первые позиции на финише заняли Эдуард Пистунович и Яков Лукьянов. Отдельно отмечался тренер, воспитавший чемпиона СССР – золотая медаль досталась Валерию Фролову. Таким образом, дебют вазовского класса остался за вазовцами. Однако на третьей позиции финишировал Сергей Парфёнов из Мытищ, и надо сказать, что в последующие годы конкуренция между тольяттинцами, москвичами, пилотами из Прибалтики и других союзных республик шла по нарастающей. Но у тольяттинской школы кольцевых гонок сразу обозначились свои очень сильные стороны.
Год спустя после дебюта ВАЗ-2101 на Невском кольце в «жигулёвском» классе в рамках Чемпионата СССР заявился молодой гонщик из Тольятти Виталий Богатырёв. Позже он рассказывал, что тогда хорошего результата сходу показать не удалось из-за отсутствия опыта. Но на протяжении следующего десятка лет именно этот гонщик был самым быстрым и стабильным из тех, кто выступал на ВАЗ-2101 и её модификациях, и только лопнувшая шина или техническая неисправность могли помешать ему завоевать подиум. В результате Богатырёв, входивший в сборную СССР с 1975 по 1983 годы и несколько лет возглавлявший её, стал семикратным чемпионом СССР и 11-кратным чемпионом РСФСР по кольцевым гонкам. В 1983 году Виталий Николаевич перешёл на тренерскую работу, впоследствии стал главным тренером АО «АВТОВАЗ» по автомобильному спорту и приложил руку к появлению «новой волны» – следующего поколения сильных кольцевиков.
Не менее ярко гонялись на автомобилях ВАЗ-2101 и -21011 тольяттинцы Ювеналий Крюков, Семен Аникин, Александр Нуждин, Богдан Хицяк, Николай Бахмуров, Юрий Кацай, Михаил Богатырёв, Александр Воронин, Владимир Егоров, Сергей Летягин, Сергей Белозёров, Римгаудас Статницкас, Юрий Боровиков, Александр Швыдкий, Владимир Кривошеев, а также гонщики той самой «новой волны», знаменитые в будущем Борис Маслов и Николай Мезенцев.
Но, конечно, не только тольяттинцам пришлась по душе гоночная техника на базе ВАЗ-2101. С начала 1970-х и до середины 1980-х за её рулём блистали Алексей Григорьев, Александр Замыслов, Владимир Трушин, Михаил Горбачёв и Сергей Дадвани из Москвы, Николай Рогожин, Юрий Серов, Вадим Реуцкий и Леонид Протасов из Киева, Михаил Тараканов из Ленинграда, Валерий Анкуда из Минска, Викис Олека, Гедеминас Купчикас и Витаутас Тарайле из Вильнюса, Гунтарс Юдейкс из Валмиера, Валерионас Вайшвила из Шяуляя, Йонас Дерешкявичюс из Каунаса, Витаутас Савицкас из Ионавы, Арнольд Дамбис и Роланд Дуда из Риги, Яан Тедре из Таллинна, Эдуард Срапионян из Еревана и многие другие гонщики из СССР. Преимущества «единички» оценили и гонщики стран соцлагеря – например, добивавшийся призов и побед в Кубке Дружбы социалистических стран Властимил Томашек из Чехословакии.
Соревнований различного ранга в те годы проводилось предостаточно: помимо Чемпионата СССР, в разные годы включавшего в себя от одного до шести этапов, и вышеупомянутого Кубка соцстран, существовала ещё Спартакиада народов СССР, а также чемпионаты союзных республик, чемпионаты Ленинграда и Киева, чемпионат Вооружённых сил СССР, гонки «Янтарная Волга» и «Золотая осень», гонки на призы различных газет… Во всех этих соревнованиях гонщики на «Жигулях» в ряде случаев выступали в собственном классе, соперничая между собой, а в других заездах весьма успешно противостояли «Москвичам» и, в отдельных гонках, более крупным и мощным ГАЗ-24 «Волга». В Кубке Дружбы социалистических стран «Жигули» первой модели и её модификации соседствовали на трассе с компактными автомобилями стран соцлагеря – Polski FIAT-125P, Wartburg-353, Zastava-101, Škoda-110R, -120S и даже с грозной Škoda-130RS.
На уровне всесоюзных соревнований «единичка» оставалась на трассе и тогда, когда появились новые модели, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2105, а покинула чемпионат СССР только к концу 1980-х, с приходом в спорт принципиально новой ВАЗ-2108… Однако в республиканских чемпионатах на «ноль-первой» продолжали гоняться. Более того, вслед за россиянами, украинцами, белорусами и прибалтами, её полюбили в Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Финляндии… Во многих европейских кольцевых гонках ВАЗ-2101 использовали на протяжении 1990-х, 2000-х и 2010-х и продолжают использовать по сей день. Как и в России, где во второй половине 2010-х обрёл невероятную популярность любительский чемпионат Moscow Classic Grand Prix, быстро получивший статус международного и собирающий множество гонщиков, большая часть которых в качестве спортивного автомобиля предпочитают ВАЗ-2101 и -21011.
Edited by SP038
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new account
Sign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now