• Sign in to follow this  
    Followers 0

    Установка радиатора 2106 с электровентилятором на ВАЗ 2101


    SP038

    Итак началось всё с того что у меня потёк штатный радиатор и пришлось его менять. После взвешивания всех плюсов и минусов пришёл к выбору более современного радиатора с электро-вентилятором.

    О плюсах и минусах можно спорить до бесконечности и для каждого здесь будет своя правда.

    Из плюсов:
    — более быстрый прогрев двигателя ( особенно зимой )
    — меньше мусора под капотом
    — меньше шума
    — не будет перегревов

    Минусы:
    — Может сломаться датчик, вентилятор.

    Для установки нам понадобится:
    — радиатор от 06 с отверстием под датчик
    — электро-вентилятор с кожухом
    — метров 5 проводов сечения 2.5мм и метров 5 сечения 0.75 ( лишними провода не когда не будут )
    — датчик включения вентилятора от ВАЗ 2106 "ТМ 108 (92-87)"
    — медная шайба-уплотнитель для вышеупомянутого датчика
    — реле 4х контактное
    — клавиша управления печкой от 2101 или можно взять такую кнопку. ( надо 3 положения )
    — так же нужен предохранитель на 30А и корпус под него ( я подключил на свободный в блок предохранителей )
    — герметик
    — клеммы мама, термоусадка + я бы взял штекеры 2х контактные.
    — хомуты, патрубки - смотрите сами нужно вам или нет, у меня были на шпильках хомуты - я заменил на современные.

    Кстати говоря, датчики бывают разные (в скобках указана температура включения – выключения):

    • ТМ 108-02 (87-82) - АЗЛК-2141;
    • ТМ 108-10 (99-94) - ВАЗ-08, 09, ВАЗ-1111;
    • ТМ 108 (92-87) - ВАЗ-03, 06, 07, ГАЗ-3102, 3110;
    • ТМ 108 (82-67) - видел один раз на авто, в продаже не нашел.

    И так, начинаем. Снимаем аккумулятор, снимаем 2 патрубка с радиатора. У меня машина старая и застоявшаяся, по этому я просто срезал патрубки, а потом раскрутил шпильки на хомутах. Дальше надо примерить радиатор. У меня правая его часть упиралась в полочку аккумулятора и пришлось её чуть-чуть подрезать болгаркой ( 0.5 см + пара ударов молотком, что бы загнуть острые края ).

    На следующей фотографии, плохо, но видно где ровнялась площадка АКБ:
    \

    Вот так стоял радиатор от 06 без вентилятора:
    \
    Про верхний патрубок - обсудим позже, не пугайтесь :)

    Дальше прикручиваем электро-вентилятор к радиатору. Устанавливаем в него датчик с медной шайбой (я вырезал из куска резины, но лучше так не делать - резинка может развалится от перепадов температур), промазываем герметиком:
    \
    1. Двух-контактный штекер
    2. Датчик включения электро-вентилятора ВАЗ 2106
    3. Сам электро- вентилятор

    Дальше надо работать болгаркой. Пилим "телевизор" по ребру жёсткости сверху и перпендикулярно по краям:
    \
    \
    \

    Дальше опять примеряем радиатор (7 раз отмерь, один "отболгарь"). Где кривовато - можно подогнуть или подровнять.
    У радиатора по краям есть "жилки", которыми он упирается в остатки телевизора, отмечаем место где они упираются:
    \
    4. "Жилки"

    Что бы утопить его чуть глубже вперёд я сделал "пазики" под эти жилки в отмеченных местах. Несколько раз примерьте радиатор, если будите делать пазики:
    \

    Так радиатор встал на место:
    Слева
    \
    Справа
    \

    Дальше отмечаем места под крепление радиатора, справа радиатор своим креплением упёрся в переднюю часть. У радиатора отверстие под крепление довольно большое по этому дырку надо делать ближе к передку, дабы он плотно прижался к телевизору. Я, с начала сделал, а потом понял, что отверстие большое, поэтому получилось так:
    \

    Слева отверстие сверлить не нужно, хоть стандартное крепление не особо подошло, но это не помешало притянуть его длинным болтом. Главное не переусердствуйте, ушко на радиаторе - пластиковое.
    \
    Да, я бы между кузовом и пластиковым ухом крепления радиатора поставил какую-нибудь втулочку, чтобы на все 100% быть уверенным, что не обломлю ухо радиатора, притягивая его болтом (прим. ред.)

    Вот так выглядит крепление спереди:
    \

    Далее одеваем патрубки. Нижний - новый мне пришлось укоротить. А верхний наоборот нарастить. Взял два верхних: старый и новый; болгаркой срезал трубку со старого радиатора, разрезал примерно пополам патрубки ( отмерьте на месте ) и одел их на этот отрезок трубки. Не забываем промазать герметиком и стягиваем хомутами. Получается примерно так:
    \

    Прикручиваем радиатор (почему не прикрутили сразу? все просто: на не закреплённом - легче патрубки одевать):
    \

    Следующим этапом заливаем тосол:
    1) Убеждаемся, что кран печки открыт.
    2) Заливаем понемногу в горловину тосол, "жамкая" верхний патрубок.
    3) Когда тосол перестанет уходить - доливаем в расширительный бачок, закрываем крышку радиатора, запускаем двигатель. Во время работы продолжаем "жамкать"верхний патрубок.
    4) Глушим двигатель.
    5) Осторожно открываем крышку радиатора, доливаем при необходимости тосол, закрываем.

    Еще немного советов, заметок, дополнений по теме:
    1) Во время примерки, обращаем внимание на горловину радиатора, надо что бы между телевизором и горловиной было пару мм - вам же ещё крышку одевать на радиатор.
    2) По хорошему на острые края телевизора необходимо одеть тонкую трубку, разрезанную вдоль, либо убедиться в отсутствии непосредственного контакта пластиковых бачков радиатора и острой "свежеспиленной" кромки телевизора: со временем из-за вибрации металл может разрушить пластик бачков. 3) Если Вы не хотите менять свой радиатор, а просто собираетесь "повесить" на него электро-вентилятор, вы столкнетесь с небольшой проблемой, а именно - отсутствием места, куда вкрутить датчик включения вентилятора. В таком случае можно взять вот такой "тройник" от ГАЗели:
    \
    В него датчик вкручивается без проблем. Установить его придется в разрез "тосольного" патрубка (шланга), причем - желательно в разрез нижнего патрубка (из которого тосол из радиатора бежит в двигатель). Но если не удастся его поставить туда (или будет лень :) ) - то можно и в верхний патрубок поставить. Единственное, чем это грозит - слегка не точным включением вентилятора, но погрешность получится не критичная совершенно.
    4) Будьте крайне осторожным с пластмассовой частью радиатора, в частности, при затягивании датчика включения вентилятора ибо пластик - штука нежная. Лучше его "дотянуть" в последствии, если обнаружится течь из под него, чем с самого начала затягивать его со всей силы. Хомуты, кстати тоже особо не перетягивайте - бывали случаи, когда кромкой хомута прорезало шланги.
    5) И еще, в вдогонку, так сказать. Не лишним будет заранее убедиться, что старая (новая) крышка радиатора к нему подходит, чем постфактум бегать по магазинам в поисках подходящей.

    P.S. Здесь мы Вам поведали о "беpсварочной" технологи, но есть еще и "сварочная" технология, ознакомится можно на нашем форуме, по этой ссылке: http://www.vaz2101.spb.ru/forum/index.php...p=38799

    И так, срезюмируя, можно сказать, что инсталляция самого радиатора закончена.
    Далее - переходим к электрике.
    Теперь же поговорим о том, как подключить все это хозяйство к электросети нашего автомобиля.

    Была выбрана самая правильная (на взгляд автора) схема подключения электрического вентилятора охлаждения двигателя, через реле, предохранитель, а так же, в качестве приятного дополнения, в салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) - этот "тюнинг" не является обязательным, но будет очень приятным дополнением.

    И так - поехали! Ниже приведена схема соединений:

    \

    Вроде всё понятно. Сразу скажем, что на контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2.5мм. Это очень важно! Иначе тонкий провод не выдержит и просто сгорит.

    Вот так я разместил у себя реле, на правой стойке под капотом, по ближе к аккумулятору:
    \

    Вот фото установленного в радиатор датчика:
    \

    Общий вид:
    \
    \

    Расстояние от двигателя, нельзя что бы было впритык. А то при резком торможении вентилятор войдёт в радиатор =)
    \

    Кнопка в торпеде, справа:
    \

    Вроде всё. радуемся электрическому вентилятору. После установки надо всё протестировать, прогреть машину, включить подсос, посмотреть вовремя ли включается вентилятор и так далее.

    А теперь еще несколько замечаний и дополнений:
    1) Советую обратить внимание - придётся заменить 3 болта на помпе (насосе охлаждающей жидкости). Которыми крепилась старая крыльчатка. Старые очень длинные и могут задевать о кожух вентилятора, если поставить покороче, то всё будет ок.
    Я их просто укоротил болгаркой - два года - полет нормальный (прим. ред.)
    2) В общем про предохранители - по хорошему надо защищать все плюсовые цепи, но тянуть к блоку предохранителей провода не обязательно - в продаже имеются надежные "предохранительные" колодки, скрепляющиеся между собой:
    \
    3) Так же вот полезная ссылка по поводу электрических подключений, там есть схемы посложнее с разноцветной индикацией, а так же еще немного полезной информации, которая не помешает.

    Спасибо за статью, PND, и опять же, всем форумчанам, помогавшим с ее дополнением ;)

    0


    Sign in to follow this  
    Followers 0


    User Feedback


    There are no comments to display.



    Create an account or sign in to comment

    You need to be a member in order to leave a comment

    Create an account

    Sign up for a new account in our community. It's easy!


    Register a new account

    Sign in

    Already have an account? Sign in here.


    Sign In Now