• Announcements

    • SP038

      Информация для новых участников   03/07/24

      Включена ручная активация новых пользователей по причине нахлынувшей волны интернет-ботов. Активация производится администратором в течение дня. Просим прощения за некоторые неудобства! 
PND

Замена штатного радиатора + эл.вентилтор

28 posts in this topic

И так началось всё с того что у меня потёк штатный радиатор и пришлось его менять. После взвешивания всех "+" и "-" пришёл к выбору более современного радиатора с электро- вентилятором.

О плюсах и минусах можно спорить до бесконечности и для каждого здесь будет своя правда.

Из плюсов:

— более быстрый прогрев двигателя ( особенно зимой )

— меньше мусора под капотом

— меньше шума

— не будет перегревов

Минусы:

— Может сломаться датчик, вентилятор.

Для установки нам понадобится:

— радиатор от 06 с отверстием под датчик

— электро- вентилятор с кожухом

— метров 5 проводов сечения 2.5мм и метров 5 сечения 0.75 ( лишними провода не когда не будут )

— датчик от 06 ТМ 108 (92-87)

— реле 4х контактное

— клавиша управления печкой от 2101 или можно взять такую кноку. ( надо 3 положения )

— так же нужен предохранитель на 30А и корпус под него ( я подключил на свободный в блок предохранителей )

— герметик

— клемы мамы, термоусадка + я бы взял штекеры 2х контактные.

— хомуты, патрубки - смотрите сами нужно вам или нет, у меня были на шпильках хомуты - я заменил на современные.

датчики бывают разные (в скобках указана температура включения – выключения):

ТМ 108-02 (87-82) - АЗЛК-2141;

ТМ 108-10 (99-94) - ВАЗ-08, 09, ВАЗ-1111;

ТМ 108 (92-87) - ВАЗ-03, 06, 07, ГАЗ-3102, 3110;

ТМ 108 (82-67) – видел один раз на авто, в продаже не нашел.

И так. Снимаем акум, снимаем 2 патрубка с радиатора. У меня машина старая и застоявшаяся, по этому я просто срезал патрубки, а потом разкрутил шпильки на хомутах. Дальше надо примерить радиатор. У меня правая часть упиралась в полочку акума и пришлось её чуть подрезать болгаркой ( 0.5 см + пара ударов молотком, что бы загнуть острые края ).

0_160df_86aeeb55_L.jpg

тут плохо, но видно где ровнялась прлощадка АКБ

Вот так стоял радиатор от 06 без вентилятора

0_12bc2_30f265da_L.jpg

Про верхний патрубок - позже.

Дальше прикручиваем Эл.вентилятор к радиатору. Устанавливаем в него датчик с прокладкой ( я из куска резины вырезал ), всё промазываем герметиком.

0_160c4_a1d8fa0_L.jpg

1. 2х контактный штекер

2. датчик

3. сам электро- вентилятор

Дальше надо работать болгаркой. Пилим "телевизор" по ребру жёсткости сверху и перпендикулярно по краям.

0_159b0_42c58029_L.jpg

0_159b2_90750970_L.jpg

0_159b3_1a1ca62c_L.jpg

Дальше опять примеряе радиатор ( 7 раз отмерь, один отболгарь ). Где кривова-то можно подогнуть или подровнять.

У радиатора по краям есть "жилки", которыми он упирается в остатки телевизора. отмечаем место где они упираются.

0_160c6_d33e7514_L.jpg

4. жилки

Что бы утопить его чуть глубже вперёд я сделал "пазики" под эти жилки в отмеченных местах. Несколько раз примерьте радиатор, если будите делать пазики.

0_159b4_f84dbe19_L.jpg

Так радиатор встал на место

Слева

0_159cf_4dd8509a_L.jpg

Справа

0_159d2_5f9d4e45_L.jpg

Дальше отмечаем места под крепление радиатора, справа радиатор своим креплением упёрся в переднюю часть. У радиатора отверстие под крепление довольно большое по этому дырку надо делать ближе к передку, дабы он плотно прижался к телевизору. Я, с начала сделал, а понял что отверстие большое позже, получилось так:

0_159b5_f6d80b68_L.jpg

Отверстие слева - не нужно!

Левое крепление не особо подошло, но это не помешало притянуть его длинным болтом.

0_159d4_96c1b369_L.jpg

Главное не переусердствуйте, ушко-пластиковое.

Вид спереди

0_159d5_353eef39_L.jpg

Дальше одеваем патрубки. Нижний новый мне пришлось укоротить. А верхний наоборот наростить. Взял 2 верхних старый и новый, болгаркой срезал трубку со старого радиатора, разрезал примерно пополам патрубки ( отмерьте на месте ) и одел их на этот отрезок трубки+герметик+хомуты.

0_12bc1_a7ab102_L.jpg

Прикручиваем радиатор, на не закреплённом- легче патрубки одевать.

0_159d3_85e0a65e_L.jpg

Во время примерки, обращаем внимание на горловину радиатора, надо что бы междутелевизором и горловиной было пару мм, вам же ещё крышку одевать на радиатор.

Заливка тосола - убедиться, что кран печки открыт. Заливаем понемногу в горловину, "жамкая" верхний патрубок. Когда тосол перестанет уходить - доливаем в расширительный бачок, закрываем крышку радиатора, пускаем двигатель. Во время работы продолжаем "жамкать"верхний патрубок. Глушим двигатель, осторожно открываем крышку радиатора, доливаем при необходимости тосол, закрывам, все повторяем снова.

По хорошему на острые края телевизора необходимо одеть тонкую трубку, разрезанную вдоль, либо убедиться в отсутствии непосредственного контакта пластиковых бачков радиатора и острой свежеспиленной кромки телевизора: со временем из-за вибрации металл может разрушить пластик бачков.

Инсталяция самого радиатора закончена. Далее электрика...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Электрика. Прежде чем приступить, надо выбрать схему по которой будем подключать. Можно сделать по простому

+ ------ эл.вентилятор ------ датчик ------ масса

или

+------ /предохранитель 30А/ ------ эл.вентилятор ------ датчик ------ масса

Но будут проблемы если откажет датчик. По этому целесообразно сделать управление вентилятором из салона авто/выключен_постоянно/включен_постоянно.

Подключать по схеме:

0_16136_b4701164_XL.jpg

Вроде всё понятно. Провода сечением 2.5 надо использовать на выходе контактов 87, 30 и массу от вентилятора.

Так у меня встало реле

0_159d6_58330d9b_L.jpg

Датчик

0_159d7_881edf5b_L.jpg

Общий вид

0_159d0_677880b5_L.jpg

0_159ce_9c578af3_L.jpg

Расстояние от двигателя, нельзя что бы было впритык. А то при резком торможении вентилятор войдёт в радиатор =)

0_159d1_897d25a6_L.jpg

Кнопка в торпеде, справа

0_159d9_3d5624af_L.jpg

Вроде всё. радуемся эл.вентилятору. После установки надо всё потесить, прогреть тачку, включить подсос, посмотреть вовремя ли включается вентилятор и т.д.

Советую обратить внимание. Придётся заменить 3 болта на помпе насоса. Которыми крепилась старая крыльчатка. Старые очень длинные и могут задевать о кожух вентилятора, если поставить покароче, то всё будет ок.

Не забываем покрасить кожух, даёт +5 лошадей под капотом. :offtopic:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнение. Если вы не хотите ставить новый радиатор, а решили колхозить его на родной, то датчик придётся вставлять в нижний патрубок. Для этого пригодитя тройник от газели сотверстием под датчик.

0_160dd_ce95a007_L.jpg

Про предохранитель - по хорошему надо защитить все "+" цепи, тянуть к блоку предохранителей провода не обязательно - в продаже имеются надежные колодки, скрепляющиеся между собой.

0_16113_c9ce8171_L.jpg

так же вот полезная ссылка по поводу подключений, там есть схемы посложнее и полезная информация.

Удачи.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Феерично! Молодец!

Как насчет того, чтобы "отшлифовать" статью?

1. Между элекровент-м и 30 контактом реле нужен пред

2. Пред д.б. номиналом 25-30А

Так, до кучи - провода покупаем в магазине "Метизы", марка ПВ3 (пэ вэ три), надежные и раз в 5 дешевле огрызков, продающихся в автомагазах.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

ТЬфу ты! Забыл нарисовать =)))) ХЗ откуда цифру 15 взял

и раз в 5 дешевле огрызков, продающихся в автомагазах.

+1 я там как-то брал, 1 минус цветов разных не было, но дешевле.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дополнение. Если вы не хотите ставить новый радиатор, а решили колхозить его на родной, то датчик придётся вставлять в нижний патрубок. Для этого пригодитя тройник от газели сотверстием под датчик.

Можно поставить и в верхний патрубок, но правильнее в нижний, как пишет автор.

Установка радиатора 07 аналогично 06, просто правое крепление (ухо) находится выше.

Под датчик рекомендуется подкладывать медное уплотнительное кольцо, сам датчик тянуть нежно! Лучше дотянуть после сборки в случае течи. А вот с хомутами с точностью до наоборот - тянем, не боимся.

ЗЫ Домой приеду - еще напишу.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

2 Zver, PND, давайте отредактируйте, сделайте конечный вариант статьи - мне меньше работы будет при выкладывании на сайт :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заливка тосола - убедиться, что кран печки открыт. Заливаем понемногу в горловину, "жамкая" верхний патрубок. Когда тосол перестанет уходить - доливаем в расширительный бачок, закрываем крышку радиатора, пускаем двигатель. Во время работы продолжаем "жамкать"верхний патрубок. Глушим двигатель, осторожно открываем крышку радиатора, доливаем при необходимости тосол, закрывам, все повторяем снова.

Про датчик ТМ-108 - д.б. с температурой срабатывания 92-87 градусов.

Про крышку - убедиться, что старая (новая) крышка подходит к радиатору.

Про предохранитель - по хорошему надо защитить все "+" цепи, тянуть к блоку предохранителей провода не обязательно - в продаже имеются надежные колодки, скрепляющиеся между собой.

post-1714-1255448434_thumb.jpg

Про установку радиатора - по хорошему на острые края телевизора необходимо одеть тонкую трубку, разрезанную вдоль, либо убедиться в отсутствии непосредственного контакта пластиковых бачков радиатора и острой свежеспиленной кромки телевизора: со временем из-за вибрации металл может разрушить пластик бачков.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тоже добавлю чуток:

1) соединять и укорачивать патрубки не обязательно, просто есть два вида патрубков - для люминевого радиатора и для медного.

2) сожать реле лучше на ораньжевый провод от реле контрольной лампы заряда АКБ, т.к. он идёт через пред, а на квакушку зажигания провод идёт без преда.

3) Вариант хэнд-мэйд рамки радиатора (подходит при наличии сварки или при неминуемой замене морды :offtopic: ):

Всё делается по стандартному алгоритму - пилим телевизор. После того как распилили телевизор внимательно на него смотрим - острые кромки, рапсилино криво и не красиво, да ещё и местами слегка перепилили - без этого никуда. Чтобы зделать всё покрасивше так сказать и убрать отсрые кромки нам понадобиться уголок примерно 30х30 или 20х20 или подходящее железо из гаражных запасов, сварка или при отсутствии сварки дрель и винтики 4х15мм. В итоге должно получиться как на фото:

86748624.jpg

86911629.jpg

86748542.jpg

Как видно на фото мы избавились от отсрых кромок + уголки идут в ровень с радиатором, иными словами нет щелей и неровностей, получившихся из-за правды жизни - один раз отмерили, семь раз отрезали, при отсутсвии сварки уголки можно прикрутить винтиками.

На верхнюю перекладину телевизора точно также навариваем/прикручиваем уголок либо можно изготовить верхнюю перекладину из лонжерона пола:

86748543.jpg

Чтобы отодвинуть радиатор ещё дальше от двигателя понадобиться пропилить и потом обварить либо просто замять усилитель за передней юбкой, это позволит отодвинуть радиатор от двигателя ещё примерно на 1.5 сантиметра:

86911680.jpg

я слегка переборшил с размерами паза... лучше всего просто замять этот усилитель в том месте где в него упираются рёбра радиатора т.к. если пилить его, то придёться внутрь этого усилителя вваривать короб в районе пропилов, а зделать это не срезея переднюю юбку нельзя, так лучше не пилить, а просто замять.

В итоге получаем вот такую конструкцию:

86748553.jpg

86748567.jpg

--------------------------

это был долгий способ установки радиатора от 06-07 с эл. вентилятором.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

=) думаю если человек на ТЫ со сваркой и болгаркой, что бы такое сваять, то ему не понадобится данная статья =)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну варил не я, сварки нету :offtopic:

Сначала я эту конструкцию собрал на болтах, а потом уже мне обварили всё это дело. Я это выложил т.к. долго ломал голову как лучше зделать, всё началось с того что я не нашёл в продаже верхнюю часть телевизора а щёль там получалась сытная да ещё и очень здорово перепилил.

А сварка здесь впринцыпе не обязательна, можно собрать на болтах, делается это примерно за пару часов если тщательно отмерять всё.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где же вы все были со своими советами ,когда я свой ставил??? =Ъ

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

НУ это не много не то.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

красота! я так же своей копейке в лохматом 1989 году колхозил (тока без болгарки подручными средствами)))))

молодец! полезная статья!

главное болгарки не бояться!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Болгарки бояться - с электрокарлсоном не ездить!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подскажите. Вышел у меня тут спор по поводу электровентилятора... Куда его лучше подключать, к замку зажигания или на прямую к аккуму?

У меня доводы, если поломка или ещё чего- всё выключится с замком и ещё есть плюсы.

Он говорит:

хорошо сделал=)таблетка вообще то надёжная) но в одном не соглашусь, машину надо охлодить прежде чем глушить, НЕ вкоем случае нельзя оставлять её, может головку повести от такой температуры по капотом)

мда…при остановки под капотом температура воздуха такаяяя…особенно летом, поэтому двигатель должен быть охлождён, а не как ты говоришь, пусть он горяченьким побудет пока я погуляю а когда приду заведу и сразу поеду…а ведь это очень большой вред для него, под капотом и так жарко + неостывший двигатель который нагревает вокруг себя пространство до высоких температур…

так что ты не прав, температура там поднимается…НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЭТОГО!

Кто прав? И что лучше? Если таблетка сдохнет, то аккуму ппц. А подобный перегрев сильно вреден или нет?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лично я никогда не глушу машину, пока работает электровентилятор.

ИМХО вентилятор должен при выключении зажигания отключаться, иначе он может разрядить аккум.

Ещё советую, если собираетесь оставить машину и слышите, что работает вентилятор, не просто дождаться окончания его работы, а ещё и в процессе этого дать двигателю пару тысяч оборотов, чтобы прогнать охлаждённую вентилятором жидкость через блок.

P.S. ПРИ ПРИЗНАКАХ ЗАКИПАНИЯ МАШИНЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ГЛУШИТЬ ДВИГАТЕЛЬ, БОЛЕЕ ТОГО, УВЕЛИЧИТЬ ОБОРОТЫ! 2000-3000 об/мин достаточно. Это не просто ИМХО, но и мнение профессионалов.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ясно, кароче оба правы. подключать лучше как я сказал, и держать машину до остывания. А я до этого глушил при вентиляторе не задумываясь.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть мнение, что когда глушишь машину движение ОЖ прекращается и около стенок цилиндров ОЖ начинает закипать. Дуть вентилятором без и не перемешивать тосол - сомнительная штуковина.

У меня на зубиле выведена лампочка параллельно мотору вентилятора и я не глушу машину пока лампочка не погаснет. Хотя если и заглушить, то ничего особо страшного не произойдет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кароче надо будет замутить диод, разноцветный и подключить его к вентилятору :twisted: будет круто =) И видно работает, не работает и т.д. ( хотя у меня он так шумит, что да же при больших оборотах чувствуется вибрация от него )

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тоже была мысля поставить лампочку параллельно вентелю, но потом возникла мысля - а если датчик дуба дал? поэтому буду в тройник врезать ещё один датчик, градусов на 105 и от этого датчика будет загораться лампочка и если вентиль не сработает, то это сразу станет видно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

2 вопроса.

Возможно ли приколхозить вентилятор на родной радиатор?

Есть ли в продаже датчики, способные непосредственно коммутировать ток в цепи вентилятора (как на 13-15 моделях?)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ответ на первый вопрос - ДА. Надо сколхозить самопальный кожух.Примеряться по месту, но народ уже делал. Щас фото под рукой нет.

Про второй вопрос не совсем понял, а как на 13-15х моделях?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я так понимаю - без реле. Т.е. датчик, способный пропускать через себя большой ток. В природе таких не встречал. Хотя все может быть...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Есть ли в продаже датчики, способные непосредственно коммутировать ток в цепи вентилятора (как на 13-15 моделях?)

На зубилы такие датчики точно есть. Их можно применить и для классики, но они более "горячие". Наверняка есть и классические такие датчики.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now